Как я попал в Белфаст
В январе 2013 года мне довелось поехать в Северную Ирландию в командировку для работы в офисе заказчика и прохождения тренингов по тестированию ПО. Эта поездка стала очень существенным этапом моего становления как в жизни, так и в карьере. Командировка позволила мне окунуться в чудный мир королевства кельтов, государства, название которого мне раньше ни о чем не говорило, и которое я с трудом смог бы показать на карте.
Все началось с того, что, поработав в головном офисе Лаборатории Касперского в Москве, я не нашел себя ни в этой компании, ни в этом городе и решил поискать работу рядом с домом — в городе Обнинске. Внимание привлекла вакансия аутсорс тестировщика, то есть тестировщика, который должен оказывать услуги какому-то внешнему заказчику. Плюсов было сразу три:
- Работа рядом с домом
- Работа с англоговорящими коллегами
- Возможность командировок в Белфаст
Мой путь изначально обещал быть тернистым: помимо маленького опыта в тестировании, и полного отсутствия опыта работы с иностранными заказчиками, мое знание английского языка немногим превосходило рамки университетской программы. Тем не менее, работодателя устроили мои навыки, как по технической части, так и по части владения языком, и меня пригласили на работу в компанию. Было оговорено, что у меня будет определенное время на то, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.
Я проработал на проекте около полугода, приняв за это время участие в нескольких скайп-конференциях с заказчиками, и сталкиваясь чуть ли не каждый день с новой для меня технологией, и стал более-менее уверенно себя чувствовать: появилось чувство, что я работник, член команды, а не ученик.
Внезапно меня настигла новость, что заказчики довольны результатами моей работы и хотят поручить мне нагрузочное тестирование проекта. Мне предлагалась трехнедельная командировка в Белфаст для знакомства с командой и прохождения тренингов. С этого момента я понял: мои приключения только начинались 🙂
Приключения по дороге
Вся командировка обещала одним большим приключением, потому что это была моя первая самостоятельная поездка за границу. Началась она с получения заграничного паспорта. В тот момент в России уже работал единый портал государственных услуг. Собрать пакет документов и отправить его на рассмотрение не вызвало особых трудностей. Дата получения паспорта выпала на новогодние праздники и в ФМС ошиблись: изготовили паспорт для моего однофамильца, а приглашение получить документ направили мне. Было довольно забавно наблюдать, как куча людей бегала по всему офису и в пожарном режиме доделывала мой документ: ведь прислав мне приглашение, они обязаны были отдать паспорт.
Далее следовала поездка в Санкт-Петербург для ускоренного изготовления визы в Соединенное Королевство. Ездил я на поезде, в ночь на знаменитой “Красной Стреле”, а обратно на новом и не менее знаменитом “Сапсане”.
В конце концов, я собрал полный пакет документов на руках, и можно было отправляться путь. Получив боевое крещение в питерской ФМС, я уже мог спокойнее думать о предстоящем первом в жизни самостоятельном перелете в Белфаст с пересадкой в Лондонском Хитроу.
Очень необычно было наблюдать резкую перемену погоды. Из Москвы я вылетал суровым зимним январским утром, а Лондон встретил нас солнечной погодой и плюсовой температурой. По прибытии в Хитроу для прохождения таможни пассажирам необходимо заполнять так называемые посадочные карточки. Эти карточки заблаговременно начинали раздавать стюардессы в самолете. Я решил не спешить и сделать все после посадки. В Хитроу тоже выдавали бланки карточек, но ручек на всех, естественно, не хватило. Кто-то начал доставать собственные ручки, кто-то — просить их у персонала аэропорта, кто-то просто ждал очереди. Тем не менее, мы довольно быстро организовались и прошли таможню. Никаких особых вопросов мне не задавали. Объяснение, что я еду в Белфаст для прохождения тренингов, сотрудника таможни вполне устроило.
Размеры аэропорта Хитроу потрясающие.
Далее следовал почти 15 минутный переезд до нужного терминала и контроль безопасности. Я так и не смог найти номер моего выхода к самолету: мой рейс отсутствовал в таблице. Добраться до терминала контроля безопасности мне помогли сотрудники аэропорта. Контроль затянулся из-за того, что группа пассажиров, судя по всему, французов, намеревалась провезти в ручной клади несколько флаконов духов. Их заставили упаковать все в целлофановые пакеты.
Контроль я прошел в самый последний момент, за 10 минут до окончания посадки в мой самолет. Пришлось неплохо пробежаться по аэропорту, благо, нашлись люди, которые подсказали дорогу к нужному мне терминалу, на котором уже только меня одного и ждали.
Первое впечатление
Перелет Лондон-Белфаст, как и перелет Москва-Минск длится около 1 часа 20 минут. Ничего особенного пассажирам на борту не выдают: только леденцы, шоколадки и напитки. Впрочем, мне было не до еды: самолет довольно быстро вылетел за пределы острова Великобритания, поднялся над облаками, затем начал снижаться, и внизу открылся необычайный вид: море, отвесные скалы и далее бесконечный ковер зелени — фермерские угодья и природа острова Ирландия. Для Северной Ирландии характерна очень высокая влажность воздуха и относительно стабильная температура, там не бывает ни сильной жары, ни сильных морозов, поэтому остров круглый год остается покрытым зеленью.
Типичный ирландский пейзаж. Ирландия славится шерстью овец-мериносов.
Вскоре мы приземлились в небольшом аэропорту Белфаста — George Best Airport. Пассажиров на борту было очень мало: больше половины мест были свободны. Поэтому небольшой группой мы прошли в терминал для получения багажа. Сейчас я могу сказать, что ничем этот терминал не отличался от других, но тогда я делал все это впервые, поэтому сразу детально расспросил сотрудника службы безопасности, что нужно для получения багажа, нужно ли предъявлять какие-либо документы и так далее.
Когда я отправлялся в поездку, моим самым большим опасением было то, что я просто не смогу общаться с людьми из-за небольшого опыта в английском. Это оказалось не так. В Лондоне люди говорили четко и ясно, я отлично понимал их речь, хотя отвечал не так быстро и уверенно, как хотелось бы. В Белфасте первое, что бросилось в глаза — это плохая дикция ирландцев. Они говорили очень быстро, проглатывая слова, звуки, окончания, поэтому я с трудом понимал их. Помимо всего прочего, ирландцы “акают”, т.е. слова “have”, “track”, “bag” они произносят со звуком “а”, что первое время тоже сбивало меня с толку.
Проверьте свое понимание типичного ирландского говора. Осторожно, проскакивают плохие английские слова 🙂 Впрочем, ирландцы употребляют f-слова не ради того, чтоб оскорбить.
Получив багаж и помня, что выходить мне надо через правый коридор (для тех, кто не везет в багаже вещей, подлежащих обязательной декларации), я наконец-то вышел в зал, где таксисты ожидали своих клиентов. Погода в Лондоне и Белфасте практически не отличалась. Мы подошли к новенькому BMW, который принимающая компания заказала для меня. Я погрузил багаж и по привычке пошел к пассажирскому сиденью с правой стороны машины, на что водитель протянул мне ключи и сказал: “А, сам поведешь — ну давай!”. Дело в том, что на территории Соединенного Королевства используются праворульные машины, поэтому водители с юмором относятся к гостям, которые забывают / не знают об этом.
Дорога из аэропорта не заняла много времени, так что перед нами вскоре предстал малоэтажный город со средневековыми зданиями из камня и новыми зданиями из кирпича — Белфаст. Таксист оказался очень разговорчивым человеком и всю дорогу расспрашивал меня об особенностях жизни в России, о наших предпочтениях в еде, напитках, о том, как выглядит город, в котором я живу.
Мы доехали до отеля, я расписался к чеке о том, что меня довезли успешно и пошел заселяться. На этом этапе никаких проблем не возникло. Единственное, что я не взял с собой — это переходник для блока питания ноутбука — в Соединенном Королевстве используются штепсельные розетки. Побегав по городу и обойдя несколько компьютерных магазинов, я так не нашел нужного мне переходника и решил, что возьму его в офисе — там они гарантированно были.
Городская жизнь
Днем Белфаст представляет собой обыкновенный город, в котором идет активная жизнь. Тем не менее, я ни разу не видел там ни километровых пробок, ни толп на улице: производительность городской инфраструктуры адекватна количеству жителей и гостей города.
Вечером город вымирает. Дело в том, что непосредственно в Белфасте живет не так много людей. Город окружен огромным количество коттеджных поселков и малоэтажных городков, таких, как Антрим. Большая часть трудоспособного населения приезжает утром в Белфаст на автомобилях и рейсовых автобусах и в конце рабочего дня оттуда уезжает.
Общественный транспорт Белфаста — это автобусы и такси. Автобусов не так много и ходят они не так часто, но это не представляет большой проблемы: основная рабочего населения имеет собственные автомобили.
В Белфасте большое количество небольших кафе и пабов, у ряда из которых есть собственные пивоварни. За вполне адекватную цену там можно попробовать много различных сортов великолепного пива. Самым известным является, конечно же, знаменитый ирландский темный Гинесс. В конце недели ирландцы компанией собираются в каком-нибудь из пабов, пропускают по несколько кружечек пива и общаются на самые разные темы.
Особенности менталитета
Ирландцы оказались очень сильно похожими на русских и белорусов — любопытными, вежливыми, разговорчивыми людьми. Любой встречный человек был рад не только показать тебе дорогу, но и просто поболтать о жизни. Владелец кафе неподалеку от офиса запомнил меня с первого же раза и уже на второй день стал делать мне небольшие скидки на покупки. Как-то раз мы встретились с ним на улице в выходной день — он сразу же меня узнал, поздоровался и стал расспрашивать, кто я и откуда.
В программе Вечерний Ургант актер Лиам Нисон (родом из Северной Ирландии) ответил на вопросы короткой анкеты, которая продемонстрировала схожесть русских и ирландцев (смотреть с момента 17:40):
https://youtu.be/GvXpkP9R-mk?t=17m41s
Я прибыл в Белфаст в разгар так называемых “флаговых протестов” — политического противостояния двух сил, одна их которых выступала за отделение Северной Ирландии от Соединенного Королевства и ее соединение с Республикой Ирландия, а другая — за то, чтобы остаться частью Соединенного Королевства. Так вот “протесты” состояли в том, что группа людей маршировала по центру города и играла на ударных инструментах. Рядом ходили наблюдатели, всю процессию мирно сопровождала полиция. Однако, как и в России люди там мирны до определенного предела. В городе несколько раз наступала “точка кипения” и конфликт перерастал в побоище протестантов и полиции. К счастью, я не застал эти моменты.
Мировоззрение ирландцев мне представилось также близким к русскому. С ними можно было спокойно общаться на любые темы. Русские шутки, переведенные на английский язык, они отлично понимали и всегда искренне хохотали. Общаться с ними было легко, потому что они оказались не скованными рамками толерантности и открыто выражали свое мнение по любому вопросу. В этом плане я чувствовал себя как в России: мы обсуждали и политику, и погоду, и других коллег и менеджеров — запретных тем для ирландцев не существует.
Ирландцы иронизируют над собой 🙂
Еще одна характерная черта ирландцев — это раздолбайство. Забыть, проспать, перепутать, перейти дорогу на красный или вообще вне переходного перехода, чуть не столкнуться на перекрестке и прокричать друг другу вдогонку парочку ругательств — это норма и реалии жизни там.
Работа в Белфасте
Офис представлял собой обыкновенный опенспейс, каких сотни и тысячи по всему миру. Общий зал для разработчиков, переговорные комнаты, отдельные кабинеты для менеджеров — в этом плане я ничего нового для себя не увидел. Кухня также оказалась стандартной: кофе-машина, тостер, раковина, различные закуски. Что отличалось — это атмосфера. Утром на кухне собирались коллеги, все подряд: разработчики, менеджеры, директора. Они обязательно проводили на кухне минимум полчаса, обсуждая насущные проблемы.
Работали мы по популярной уже во всем мире методологии Agile. Ежедневные митинги, встречи по планированию задач, регулярные мозговые штурмы различных проблем — в этом отношении работа была увлекательной, а атмосфера — исключительно дружественной. Поскольку я хотел впитать максимум знаний, пользуясь обстановкой, а после 17 часов в городе делать было все равно нечего, то я зачастую перерабатывал. Вдвоем с моим наставником мы увлеченно планировали стратегию нагрузочного тестирования очень крупного и сложного проекта.
Мой наставник был родом из Мексики, а еще один коллега, вместе с которым мне предстояло работать на проекте — из Индии. Так что довольно пестрой компанией — русский, индус и мексиканец, мы как ни в чем не бывало расхаживали по городу.
Как я проводил свободное время
Активно проводить свободное время в Белфасте не так уж просто, если у тебя нет машины, ну или, по крайней мере, велосипеда. Конечно, можно просто походить по городу и поснимать виды зданий — каждое второе здание в городе для меня выглядело памятником архитектуры. Существует даже туристический маршрут Belfast City Tour, проходящий в формате Hop on — Hop off. Это значит, что необходимо купить билет, который действует в течение дня и дает право входить в туристический автобус. Автобус ездит по определенному маршруту в городе и делает ряд остановок. На любой из остановок турист может выйти, погулять и поснимать виды, затем, при желании, дождаться следующего автобуса и сесть в него по тому же самому билету. Билет действителен 24 часа.
Полезный сайт: Discover Northern Ireland
В пределах города к услугам туристов городской зоопарк, музей Титаника, музей пива и ряд других мест. Однако настоящие достопримечательности Северной Ирландии — это природные объекты. В Белфасте есть туристический центр, где можно приобрести билеты на автобусные туры, купить сувениры и получить различного рода справочную информацию по достопримечательностям и любым вопросам касательно туризма.
Посвятив первые выходные прогулкам по городу, во вторые выходные я решил посетить Тропу Великанов и Веревочный Мост. Билет стоил не так дорого — менее 20 фунтов стерлингов, поэтому я не раздумывая купил тур и в назначенное время прибыл в назначенное место — остановка возле Belfast City Hall.
По пути у нас было три остановки: Carrickfergus Castle, Rope Bridge и Giant’s Causeway. Сразу же мне пришлось познакомиться с ирландскими дорогами и манерой вождения. Дело в том, что мы несколько раз проезжали гористые районы и поворот дороги на 180 и более градусов с одновременным подъемом на 30-45 градусов — это норма для тех мест. Водитель уверенно и бесстрашно закладывал виражи, почти не снижая скорости, одновременно успевая вести рассказ для туристов: в автобусе не было отдельного экскурсовода, вместо этого, перед водителем был закреплен микрофон. Он, очевидно, отлично чувствовал свою машину, но несколько раз я по-настоящему пугался, что мы можем перевернуться.
Походив вокруг замка Каррикфергус, построенного в 12 веке, мы отправились вдоль побережья до следующего места: Веревочного Моста. Это место является памятником ЮНЭСКО. Территория была оборудована для прогулок, но видимость ограничивалась плотным туманом, а низкие заборчики и скользкие ступеньки лестниц не представлялись мне гарантами безопасности от падения с 10 метровой высоты скального отвеса, так что я шел аккуратно и, по возможности, подальше от края.
Далее вдоль побережья мы отправились к Тропе Великанов. Это была наша главная и самая длительная остановка. Водитель дал нам почти 2 часа на прогулки. Величественные лавовые колонны, разбросанные по гигантской территории, вызывали чувство восхищения и благоговения.
Тропа Великанов, она же Мостовая Гигантов.
Мои опасения по поводу бесшабашности водителя подтвердились, когда при посадке в автобус он пошел пересчитывать туристов, не поставив должным образом автобус на тормоз. В итоге автобус покатился под уклон в то время, как водитель находился в хвосте автобуса. Он не сразу заметил, что машина покатилась и еле-еле успел добежать до головы автобуса и нажать тормоз. Еще секунд 5 и мы бы вылетели с дороги на крутой склон и кубарем покатились бы вниз.
В целом было два не очень удачных фактора для моей поездки в Белфаст: зима и мой небольшой срок работы в компании. Дело в том, что зимой ряд туристических маршрутов закрыт, и погода очень туманная, а небольшое количество знакомых коллег и недолгий срок знакомства с ними затрудняли посещение отдаленных объектов.
Тем не менее, мы договорились с одним из коллег посетить место под названием Cave Hill. Оно располагалось не так далеко от Белфаста. Гора названа так за пещеру, расположенную в ней. Cave Hill оказался очень популярным объектом: там гуляли и туристы, и местные жители всех возрастов.
Гора оказалась очень большой, с множеством троп, плато, провалов и обрывов и была сплошь покрыта зеленым ковром травы и другой мелкой растительности — это обычное явление в Северной Ирландии. Из-за постоянной высокой влажности трава везде растет сплошным зеленым ковром. Побочное явление состоит в том, что эта трава еще и очень скользкая. Хождение по горе сопряжено с ежесекундным риском упасть и получить травму.
С одного плато была видна верфь, с которой 10 апреля 1912 отправился в плавание знаменитый “Титаник”. Ряд других плато открывал чудесный, по словам местных жителей, вид на город, но в наш день стоял туман и проверить это утверждение не получилось. В пещеру мы также решили не лезть, поскольку камни были очень мокрые и скользкие. Для того, чтобы забраться в пещеру люди надевают специальную обувь, а также наколенники и налокотники.
Я поразился какой великолепный спортивный стадион создала жителям Белфаста природа. Cave Hill имел такое громадное количеств троп, склонов, обрывов, что там можно было как просто прогуливаться и любоваться зеленью вокруг, так и давать тяжелые физические нагрузки, взбираясь по крутым склонам или катаясь по тропам на горном велосипеде.
Заключение
Командировка в Северную Ирландию была моим первым полноценным путешествием за границу. Она заставила меня погрузиться в загадочный мир королевства кельтов, незнакомой мне страны, в которой говорят на языке, который я знал на уровне чуть выше стандартной программы ВУЗа, и дала отличный опыт выживания в среде, когда все вокруг новое и незнакомое.
После Белфаста я понял, что туристические поездки в виде зрителя, который смотрит на окрестности из окна автобуса, меня больше не интересуют. Мне интересно глубокое погружение в культуру той страны, в которую я еду. Для того, чтобы понять, что происходит в стране, в которую ты приехал, нужно стать одним из нее жителей: по возможности говорить на их языке, пользоваться их транспортом, ходить в их магазины, задавать различные вопросы людям на улице.
Последующие поездки показали, что я был абсолютно прав. Незабываемое путешествие по Праге, длительное пребывание в Минске, я уверен, являются лишь началом моего становления как “дикого” туриста, которого впереди ждет множество открытий и приключений.
[sc:social_networks ]